Какими бывают электронные подписи?

В данной статье разберем, каких типов бывают электронные подписи, в каких случаях необходимо применять тот или иной вид подписи, а также какие ЭП наделяют онлайн-документацию юридической силой.

Простая электронная подпись

Простая электронная подпись не подразумевает наличия сертификата. Она формируется за счет инструментов приложения, в котором планируется ее использовать. Наглядными примерами ПЭП являются: логин и пароль для входа, СМС-подтверждении с кодом и другие аналогичные способы подтверждения личности.

Применение ПЭП

Проста электронная подпись используется для подтверждения банковских операций, для восстановления доступа к ресурсу или для аутентификации на различных платформах и сайтах. Она не может использоваться для обмена документации с контролирующими органами.

Юридическая значимость ПЭП

Сама по себе такая подпись не обладает юридической силой. Однако, в случае закрепления конкретных положений в нормативно-правовом акте или заключения соответствующего соглашения между сторонами ЭДО, она может обладать юридической силой.

В случае наделении ПЭП юридической значимостью, в подписанном соглашении должны содержаться правила обретения подписью правовой силы, а также требование о ее конфиденциальности.

НЭП- неквалифицированная электронная подпись

Данная электронная подпись является более специализированной. Она формируется за счет специальных криптографических программ и закрытого ключа ЭП. НЭМ позволяет подтвердить личность человека и узнать был ли подвержен документ правкам после подписания.

Для использования НЭП требуется наличие открытого и закрытого ключа, которые можно получить в личном акаунте Удостоверяющего центра. Закрытый ключ доступен только владельцу и защищен пин-кодом. Он хранится на токене, либо внедряется в компьютер. Именно он формирует электронные подписи.

Открытый ключ ЭП дает возможность всем, с кем вы обмениваетесь документацией, проверить подлинность вашей подписи.

Эти оба ключа связаны между собой. Открытый содержит в себе информацию о принадлежности владельцу закрытого.

Для чего необходима НЭП

При наличии договоренности неквалифицированная электронная подпись подходит как для ЭДО внутри компании, так и для обмена документацией с внешними пользователями.

Для придания НЭП юридической значимости все стороны документооборота должны выполнить условие- заключить договоренность о правилах применения подписи и о придание ей юридической силы.

Квалифицированная электронная подпись-КЭП

КЭП— самый надежный и официальный вид электронных подписей. Принцип ее формирования схож с НЭП, но есть ряд отличий:

  • в отличии от НЭП структура сертификата КЭП строго регламентирована;
  • ПО регламентировано ФСБ;
  • получить данную подпись можно только в удостоверяющем центре, имеющем соответствующую аккредитацию. Например: УЦ Контура.

Для чего используют КЭП

КЭП позволяет своему владельцу вести обмен электронной документацией с контролирующим органами и партнерами, участвовать в электронных торгах, а также предоставлять отчетность. Документация, заверенная с помощью сертификата КЭП по своей юридической значимости равносильна своим бумажным аналогам с рукописной подписью.

В чем разница между сертификатами КЭП руководителя и работника

Сертификат КЭП руководителя или ИП содержит в себе необходимые для заключения соглашений и подписаний договоров данные о компании. Соответственно, имея такой сертификат глава фирмы может самостоятельно подписывать официальные документы от имени всей компании. Для этого не потребуется наличие дополнительной документации. Сертификат ЭП руководителя можно получить только в государственном аккредитованном удостоверяющем центре. Специалисты Контура окажут содействие в получении.

Сертификаты сотрудника, в свою очередь, включают в себе сведения лишь о своем владельце-конкретном сотруднике. Соответственно, данный сертификат позволяет владельцу использовать подпись в личных целях. Однако для выполнения рабочих действий с применением ЭП, сотруднику также потребуется заручиться машиночитаемой доверенностью.

Таким образом, в нашей стране активно применяется три вида сертификатов электронной подписи. Каждый из них обладает собственными функциями и полномочиями самый простой из них простая электронная подпись. Она служит для подтверждения личности конкретного человека с помощью элементарных механизмов защиты (пин-код, пароль, смс- подтверждение). Более специализированная подпись- НЭП. Широта ее возможностей намного больше. При заключении Определённого соглашения она может наделять документацию юридической силой. И, последний вариант электронной подписи кэп. Данный сертификат наделяет документацию юридической значимостью и позволяет участвовать в электронных торгах вести электронные документооборот с контролирующими органами, а также получать и отправлять файлы контрагентам и сотрудникам своей компании.

Прежде чем выпускать электронную подпись проанализируйте какие функции вы хотите выполнять с её помощью, а затем переходите к выбору подходящего варианта.

Не знаете какая подпись Вам нужна?
Мы готовы помочь!

    Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями политики конфиденциальности и пользовательского соглашения.

    Помощь в подборе ЭП